Актуальность обращения к истории, обычаям и традициям собственного народа сейчас необходима как никогда. Именно сегодня, когда безответственность «слуг народа» перед собственными соотечественниками достигла своего апогея. Именно сегодня «слугами народа» и их наемными писателями история нашего народа переписывается заново. Ярким подтверждением вопиющего извращения и глумления над традициями и обычаями народа является попытка одесских городских властей установить памятник Екатерины ІІ в г. Одессе. При этом сознательно игнорируя и «забывая», что именно Екатерина ІІ впервые ввела и юридически оформила крепостное право на территории Рос. Империи. При Екатерине ІІ по сути было юридически оформлено рабство т.е. продажа людей оптом и в розницу. При Екатерины ІІ по законодательству-- помещик, владелец людей, освобождался от уголовной ответственности за убийство крепостного. Именно Екатерина ІІ указом от 1775 г ликвидировала Запорожскую Сечь и на территории Земель Вольностей Войска Запорожского ввела нечеловеческий институт крепостного права. Раздавая земли вольных людей своим фаворитам и чиновникам. Сегодня история на нашей земле повторяется опять. Общая когда-то собственность всего народа нашей страны делиться узким кругом «властьимущих» и символом этого ничем необоснованного дележа в центре г. Одессы является памятник Екатерине ІІ. В этой небольшой статье хочется напомнить правду всем тем кто забыл, и тем у кого еще не было возможности ознакомиться с историей своего народа – в традициях и обычаях наших предков. Вечевое устройство было изначальным укладом жизни у всех восточных славян. Вече существовала еще до Рюрика на всем пространстве Киевской Руси. По историческим актам о вечевых порядках упоминается в древне русских городах: Владимире-Волынском, Берестье, Рязани, Муроме, Смоленске, Галиче, Полоцке, Чернигове, Киеве, Стародубе, Ростове, Суздале, Твери, Ярославле, Пскове, Новгороде и т д.... В то время существовали два вида власти: вече и князь. Не князь устанавливал вече которое функционировало, как постоянное народное учреждение, а наоборот, вече призывало князя «на княжеский стол». Вечем устанавливалось при этом «ряде» с князем, т.е. определялись те условия, на которых призывался князь на княжеский стол. Князь поэтому, являлся зависимым представителем власти от вече или народа. Даже такие важные дела, как вопросы о войне или мире, решался вечем. «Характер нашего вече определялся двумя условиями – слабостью княжеской власти и всемогуществом личной свободы народа». Личная свобода представителей народа служила одним из самых верных и характерных признаков вечевых порядков. На вече все происходило от личности: личная инициатива, личное участие и решение дел в зависимости от личных взглядов участников в вече- все это основывалось на личной свободе народа. Поэтому решение вече утверждались единогласно или большинством, т.е. как думал или поступал народ. На вече никто не мог влиять со стороны. Между вечем и князем не было никаких посредствующих органов, не существовало ни полиции, ни войск, в состав которого входили те же лица, что и в состав вече. Такое положение в государственном устройстве Киевской Руси сохранялось до вторжения монголов. С середины ХІІІ века Киевская Русь как единое гос-во престает существовать. Отныне государственное устройство на бывших землях Киевской Руси пойдет двумя разными путями. В Московском государстве станет доминировать княжеская власть с полным набором институтам гос. аппарата, с его карательными функциями, которое и начнет поглощать постепенно остальные земли Северо – Восточной Руси. В 1478 г. падет Новгород с его вечевыми порядками, а в 1510 г. будет уничтожено вечевое устройство в Пскове. Земли Юго-Западной Руси к ХY в. Будут поглощены Великим княжеством Литовским и Польским Королевством. Лозунг политики литовских князей стал: «Мы старины не трогаем, а нового не вводим. Более того, князь литовский Гедемин в 1320 г. возобновил правление под началом обранных от народа представителей, а над ними поставил своего наместника. Князя Ольшанского. Права и обычаи русские не только подтвердил на всей Юго- Западной Руси – современная Украина и Белоруссия, но и перенес их на собственно литовские земли вместе с культурой и грамотой Русской. Литовцы обеспечивали автономию и не вмешивались во внутреннее дела присоединенных территорий. Все это способствовало дальнейшему развитию общинного самоуправления. Теперь несколько сельских общин входили в объединения, которые назывались волостью во главе которой стал староста выбранный сроком на один год. В его задачу входило представлять волость перед, представителем сначала Литвы ( потом Польши) и перед другими гос. институтами. Литовское гос-во расширяло свои границы на юг. Так на побережье Черного моря возник целый ряд городов. В том числе г. Качибей прешественик Одессы, первое упоминание о котором датируется 1415 г. Однако геополитическая ситуация коренным образом меняется после 1475 г. Когда турки подчиняют себе Крымское ханство. Крымский хан Менгли – Гирей в 1482 г. разрушил Киев и опустошил Правобережную Украину, через несколько лет опустошил Левобережье с Черниговым и не остановившись на этом, прошел огнем и мечем по Подолью и Волыни. Малочисленные гарнизоны при замках и городах не смогли остановить ордынцев. С этого времени защитой и охраной собственной земли становятся казаки. Первые сечи, которых возникают в междуречье Случи и Южного Буга, на месте их недавних предшественников-бродников и болоховцев; о которых автор Слово о полку Игоревом писал: что «Без щитов, с ножами за халявой одним криком прогоняли врагов, звоня в прадедовскую славу». Порубежная людность украинская; воинственная, дерзкая, готовая дать отпор любой степовой нечисти и всяким притеснением княжеской или боярской администрации, в вековой борьбе присвоившая себе манеры и способ ведения войны своего вековечного врага «Поганина» --отныне станет, известна из исторических документов под именем – казаки. Основа основ казацкого образа жизни - воля и равенство. Казак был лично свободным человеком в своих поступках. Если это было не время боевого похода, он мог свободно в любое время покинуть Сечь, а потом мог снова точно также просто вернуться, если имел на то желание. Не смотря на это, (что впечатляет) порядок на Сечи нисколько не изменялся, и братство совсем не претерпевало от такой постоянной смены кадров, что свидетельствовало о высокой степени приспособленности к таким условиям, учитывающей особенности национального характера украинцев. В основе порядков запорожского обычая была громада, где главным принципом являлось абсолютное равенство ее членов. Внешним выражением этой громады было Коло или Рада - высший административный , законодательный и судебный орган. Решение Рады – Кола было решением всего войска, поскольку в Коле – Раде могли присутствовать все без исключения казаки. Причем все имели одинаковое право голоса. Расположение по Обычаю (Звычаю), по кругу казаков во время Рады, тоже подчеркивало равенство голоса. Сечь не знала аристократической знати, которая претендовала на постоянную власть, сегодняшний куренной атаман, мог уже завтра стать рядовым казаком. Но это не означало потерю его социального статуса или уважения окружающих, поскольку атаманское звания считали служебной обязанностью одного из казаков, которому громада, товарищество только поручали исполнять некоторые распорядительные функции, как самому, на тот момент достойному. Уже само звание казака считалось самодостаточным. Основным критерием, по которому казак мог быть избран на руководящую должность, был приобретенный военный и жизненный опыт, приобретенный во время его пребывания в сечевом товариществе и знание обычаев (звычаев). Власть атамана ограничивалась отчетом, временем и Радою. Каждый из атаманов на Сечи должен был ежегодно на Раде всего товарищества дать полный отчет своих поступков и действий. По казацкому обычаю – у казака по отношению к старшине может возникнуть только одно чувство – что она (старшина) только исполнитель его воли. И не от властолюбной старшины исходила власть, наоборот, главным авторитетом было казацкое товарищество, точнее его воля. Любое принуждение со стороны старшины было исключено, если оно противоречило обычаю. В силу этого верховная власть в Запорожской Сечи - власть каждого атамана без всей громады, не могла ни на что решится, и не могла ничего сделать. Во времена казачества были окончательно сложены главные законы общественной организации, которые были обретены народом края много столетий тому назад, обеспечивая его выживание и сохранение своей земли за собой, на которой был утверждено справедливое социальное устройство. На протяжении более трехсот лет с оружием в руках казачеству удалось отстаивать свою землю и свой справедливый строй от посягательств соседних гос-в. Интерес современников к уникальному гос-ному устройству Запорожской сечи был неподдельным. Ведь в отличие от всех государств Восточной и Западной Европы на протяжении более 300 лет существовало Государство казаков -- Запорожская сечь, которая была устроена нашими предками, по принципу прямого Народного Правления. То есть таким принципам -- по которому народ полностью не передавал (делегировал) властные полномочия отдельным особам (депутатам), управляя государством без посредничества дополнительных учреждений и организаций. В этом его отличие от современных демократий где власть народа проявляется всего лишь раз в 4-5 лет, когда правящая верхушка путем проведения голосования, подтверждает свои полномочия, получать от народа очередную индульгенцию на отпущение старых грехов. Запорожскую форму политической организации иногда еще называют демократией соучастия :, в отличие от пассивной демократия наблюдателей, когда населения только принимает участие в выборах, а потом остается зрителем сцен высшей политической жизни, тогда как при демократии соучастия, общественные вопросы стают личным делом каждого, общественные интересы совпадают с индивидуальными. Такая система более эффективна, чем классическое Гос- во , поскольку не нуждается в раздутом бюрократическом аппарате управленцев-иждивенцев и растрат на их содержание. Современные исследователи приходят к выводу, что Запорожская сечь была настоящей «совместной организацией по совместному выживанию», поскольку на Сечи общий уровень благосостояния товарищества казаков, совместная деятельность для его повышения определялась потребностью тех, кто находился в самом наихудшем материальном положении, то есть беднотой. Тут каждый не только имел право на еду и жилье, но еще и реально обеспечивался ими. Запорожец, как член куренного товарищества, получал все то, что было необходимо для жизни. Кроме отдельной платы, курень, что был основным гражданским центром в Войске Запорожском, давал казаку одежду, военное снаряжение, общее здание и пищу. Из куренной казны в меру надобности оплачивалось лечение, погашались долги. По сути, сечевые порядки воплощали идеал братской жизни. Таким образом, на Сечи не на словах а на деле был построен строй, который называют социализмом, и который был самым большим за всю историю украинцев способом жить своим собственным, природою и богами установленным для них устоем – государством социальной справедливости. Казацкое а вместе с ним и украинское традиционное (звичаеве) самоуправление основывалось на обычае, который не допускал внешнего государственного принуждения над свободным в своей основе обществе. При условии постоянного контроля громады за реализацию управленческого процесса любая руководящая должность несла в себе больше опасности, чем привилегий и могла эффективно использоваться только по своему прямому назначению. Этим самым устранялась основа неминуемых конфликтов в среде общества, связанных с желанием практически каждого человека к реализации социально значимых желаний – власти, высокого положения и т.д. – их можно было достигнуть лишь путем самоотверженного труда на пользу всего общества. К концу XVIII в. Население земель Вольностей Войска Запорожского насчитывало сотни тысяч человек, занимая огромную территорию от Южного Буга до притоков Дона. Вся земля, принадлежавшая запорожскому товариществу – считалась коллективной собственностью. Запорожская Сечь состояла из отдельных округов – паланок со своей выборной администрацией. Сечь или точнее Запорожский Кош -- представлял резиденцию войска, нечто вроде столицы, где и находилась Войсковое правительство и откуда исходили распоряжения по всему войску. Все эти черты – территория, принадлежность земли всему народу, деление земли на округа, выборное сечевое правительство и верховный орган правления – Войсковая Рада и есть набор признаков демократии государственной организации. Более того Запорожская сечь находилась на той стадии своей эволюции, когда, укрепляясь и политически и экономически стала представлять собой достаточно прочный гос. институт набирающий силу с удивительной быстротой распространяя свое влияние на остальные территории Украины. Уничтожение Запорожской сечи в 1775 г. относятся к разряду событий, которые навсегда останутся в истории позорным пятном на российском самодержавии. Пожалуй, ни один акт периода правления Екатерины ІІ не нес в себе столь отчетливо печать несправедливости, противной воли Божьей и природе человеческой, оправдать который было невозможно ни политической целесообразностью, ни государственными интересами.
Завотделом «Старая Одесса», Одесского историко-краеведческого музея Гава О.И.