1. Исходные предпосылки.
Настоящая экспертиза проведена в порядке ст. 11 Закона Украины "Об охране культурного наследия". Согласно этой статье, независимые группы специалистов, по инициативе объединений граждан, на общественных началах могут проводить общественную экспертизу по вопросам культурного наследия. Выводы данной экспертизы могут быть учтены органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления при принятии соответствующих решений.
Инициатором проведения экспертизы выступило Одесское областное объединение Всеукраинского общества "Просвита" им. Т.Г.Шевченко (65026, г. Одесса, ул. Пушкинская 19).
2. Суть проблемы
Одесским горсоветом принято решение от 04 июля 2007г. №1401-V "Про комплексну реставрацію та благоустрій Катеринінської площі м. Одеси з відтворенням її історичного вигляду". "За" проголосовало 87 депутатов, "против" – 11, воздержалось 0, не голосовало 13.
Ключевым вопросом в этом Решении является воссоздание памятника, который стоял на площади в период с 1900 по 1920 г.г. Название этого памятника было "Императрице Екатерине ІІ". В решении, однако, этот памятник, именуется "Засновникам Одеси".
Для контроля соответствия вновь создаваемого памятника утраченному оригиналу создано комиссию из 18 человек: Четверо из них (председатель, заместитель, секретарь и один из членов) – работники аппарата горисполкома, остальные 14 – представители других организаций (по согласию).
Работы по установке памятника были начаты в июле 2007 г., осуществлялись, что называется, ударными темпами и были завершены к началу сентября.
Представители городских властей сообщают, что целью реставрации является включение архитектурного комплекса площади в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО, а памятник является неотъемлемой деталью этого комплекса.
На площади стоял памятник "Потемкинцам-потомки". Этот памятник разобрали в ночь с 24 на 25 июня 2007г. и переместили на Таможенную площадь.
Официально городские власти не увязывают перемещение памятника "Потемкинцам-потомки" с намерением установки памятника "Засновникам Одеси". В качестве обоснования для перемещения приводится довод, что якобы именно на Таможенной площади происходили главные события, связанные с восстанием, и тем самым восстанавливается историческая справедливость (с чем специалисты-историки не согласны, см. п. 5.2 экспертизы).
Инициатором и спонсором восстановления памятника является лидер фракции "Народная оппозиция" (Блок Натальи Витренко) в горсовете, депутат Р.Тарпан.
Ряд общественных организаций и политических партий, притом различной политической ориентации: украинское казачество, "Просвита", "Свобода" блок НУНС, коммунисты – выступили против демонтажа памятника Потемкинцам-потомки" и, особенно, против установки памятника "Засновникам Одеси".
Вопреки им, в поддержку восстановления памятника выступил ряд организаций пророссийской ориентации, особенно активно – "Единое отечество" (лидер – В.Кауров), а также православная церковь Московского патриархата.
Во время демонтажа памятника "Потемкинцам-потомки", в ночь с 24 на 25 июня, небольшая группа пикетчиков, в основном представители украинского казачества, пытались этому воспрепятствовать. Городские власти вызвали внутренние войска, которые перекрыли подходы к площади, затем на площадь впустили несколько десятков молодых людей в штатском, назвавшихся "работниками ЖЭКа", которые силой оттеснили пикет, устроив драку.
Освободившееся место было освящено церковью Московского патриархата.
Во время строительных работ акции протеста активизировались. В середине июля 2007 г. в Одессу из ряда областей Украины приехали несколько сот украинских казаков. Разрушив забор на площади, они проникли на стройплощадку. Прибывшие с ними Священники церкви Киевского патриархата освятили место для другого объекта – храма, который планировалось построить здесь еще по проекту 1794 г., и установили в этом месте крест. Власти на следующий день крест снесли, а церковь Московского патриархата повторно освятила место, "испоганенное раскольниками".
После этого, горсовет подал иск в Приморский районный суд, который принял решение о запрете проведения акций в этом месте.
2 сентября 2007г. было объявлено, что в Одессу прибывает Президент Украины. Группа представителей из объединения "Просвита" и партии "Свобода" намеревались вручить ему обращение против строительства памятника. Радикалы из "Единого Отечества" осуществили на них хулиганское нападение. Несколько человек было госпитализировано с тяжкими телесными повреждениями. Произошло это у главного входа в здание облгосадминистрации. Возбуждено уголовное дело.
Таким образом, возникло острое противостояние на политической, межнациональной и межрелигиозной почве.
Одновременно, в местных СМИ была развернута широкая кампания в поддержку восстановления памятника "Засновникам Одеси". Основные доводы, приводимые в СМИ, в сводятся к следующему:
а) Одесса основана в 1794 году благодаря рескрипту Екатерины Великой. Ее сподвижники: вице-адмирал де Рибас, инженер де Волан, князь Потемкин-Таврический и граф Зубов, статуи которых установлены на памятнике, являются исполнителями ее воли, теми самыми "Засновниками Одеси";
б) памятник является выдающимся произведением монументального искусства, неотъемлемой частью исторически сложившегося архитектурного комплекса Екатерининской площади, только при его наличии площадь могут включить в списки культурного наследия ЮНЕСКО;
в) большевики, которые снесли памятник, были варварами, не разбиравшимися ни в истории, ни в искусстве, и способными только все рушить и уничтожать;
г) после установки памятника страсти улягутся, настанет примирение.
Исходя из вышеизложенного, экспертиза рассматривает следующие вопросы, распределив их по трем аспектам: историческому, художественному и политологическому, а именно:
в историческом аспекте:
- что известно о заселении территории, где находится Одесса;
- действительно ли памятник, который именуют "Засновникам Одеси", соответствует такому названию;
- является ли памятник "Засновникам Одеси" объектом, благодаря которому Екатерининская площадь приобретет "исторический вид", необходимый для внесения в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО;
в художественном аспекте:
- об авторском замысле (идеологии) памятника;
- можно ли отнести памятник к достижениям монументального искусства;
в политологическом аспекте:
- предпосылки возникновения противостояния;
- было ли возникновение противостояния непредвиденным, или же имеет место заведомо спланированная акция.
3. Исторический аспект.
3.1. Что известно о заселении территории, где находится Одесса.
Северо-Западное Причерноморье, где расположена Одесса, было заселено еще в эпоху палеолита и неолита. Позднее, в эпоху бронзы (II тысячелетие до нашей эры), здесь жили племена ямной и катакомбной культуры. В I тысячелетии до н. э. Северное Причерноморье заселили скифы, киммерийцы и сарматы. Рядом с этими кочевыми племенами селились предки древнейших славян. На развитие культуры племен, обитавших в Причерноморье, большое влияние оказала древнегреческая цивилизация. Остатки древнегреческих колоний обнаруживаются как вблизи Одессы, так и на ее территории, в частности – на Приморском бульваре. В начале новой эры через Причерноморские степи пронеслись полчища гуннов, аваров и других кочевых племен, продвигавшихся в Центральную и Западную Европу. С IX по XV век нашей эры здесь властвуют печенеги, половцы и татары. Тем самым местность, где расположена Одесса, заселена с давних пор.
В начале XV века эти земли переходят во власть Великого княжества Литовского. К этому периоду относится первое письменное упоминание о “порте Качубиеве” (Качибее, Хаджибее, Гаджибее), защищенном крепостью (1415 г.).
Во второй половине XV века северное побережье Черного моря было завоевано Османской империей. 3акрепляясь на Черноморском побережье, империя строит крепости. Одна из них: Ени Дунья (Новый Свет) возведена в 1764 г. как единое целое с Хаджибеем. Показательно, что даже в русских военных донесениях 60-х 80-х гг. XVIII века Хаджибей упоминался как „город”.
Турецкий Хаджибей, так же как и литовский Качибей, экспортировал значительное количество зерна. Население Хаджибея занималось торговлей, ремеслом, сельским хозяйством. В нем имелось много построек (гостиный двор, мечеть, пристань, казармы и т.п.). Некоторые простояли почти до середины ХІХ века, уже на территории Одессы. Наиболее известные из них: кофейня Аспориди и турецкая баня (которую посещал А.С.Пушкин) сохранялись до 1839 г.
Крепость Ени Дунья (Хаджибей) была взята штурмом 14 сентября 1789 года отрядом генерал-майора И. Дерибаса, при участии черноморских казаков под предводительством атамана З. Чепеги. Официально Хаджибей перешел под власть Российской империи в 1791 г. по Ясскому миру как часть Очаковской области. Инженер Ф. Де-Волан, который составил описание этой области, отмечал, что при турках в ней находилось “четыре города”: Очаков, Хаджибей (Одесса), Аджидер (Овидиополь) и Дубоссары.
С 1791 г. Хаджибей входит в систему оборонительных сооружений, возводимых уже русскими военными инженерами по инициативе А.Суворова. Строительство крепости было начато 10 июля 1793 года по проекту Ф. Де-Волана и завершилось к концу этого же года. Строительство же всех фортификационных сооружений завершилось 22 сентября 1795 года.
По тогдашним понятиям населенный пункт с фортификационными сооружениями идентифицировался как город. Тем самым, если подходить с этой точки зрения, то историю существования города, названного впоследствии Одессой следует исчислять с момента упоминания о Хаджибее, а именно - с 1415 года.
В процессе смены власти, перестройки городов бывало, что их названия изменялись. Многие из них разрушались (и не раз), что называется, до основания. Однако ни смена власти, ни разрушение, ни изменение названий, никогда не были поводом для пересмотра даты основания. Примеров множество. В Одесской области – это Белгород-Днестровский (Тира, Аккерман). В остальном мире это: Париж (Лютеция), Нью-Йорк (Нью-Амстердам), Стамбул (Константинополь), Осло (Христиания), Калининград (Кенигберг), Волгоград (Царицын, Сталинград). Список можно продолжить до бесконечности.
Одесса же, судя по всему, является уникальной в том отношении, что власти с упорством, достойным лучшего применения, декларируя свою любовь к городу, отрицают его почти 600-летнюю историю.
3.2. Действительно ли памятник, который именуют "Засновникам Одеси", соответствует такому названию.
Рескрипт Екатерины ІІ от 27 мая 1794 тот самый, который считают документом об основании Одессы и который на памятнике, по замыслу авторов, она держит в правой руке имеет следующее содержание (в сокращении):
"Нашему Вице-Адмиралу Де-Рибасу.
Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море и сопряженные с оным пользы, признали Мы нужным устроить тамо военную гавань купно с купеческою пристанью… Устроение гавани сей Мы возлагаем на вас и Всемилостивейше повелеваем вам быть главным начальником оной, где и гребной флот Черноморский, в вашей команде состоящий, впредь главное расположение иметь будет; работы же производить под надзором генерала графа Суворова-Рымниковского, коему поручены от нас все строения укреплений и военных заведений в той стране. Придав в пособие вам инженерного полковника Д-Волана, коего представленный план пристани и города Гаджибея утвердив, повелеваем приступить, не теряя времени, к возможному и постепенному произведению его в действие".
Как видим, Екатерина ІІ в данном рескрипте дает четкое и конструктивное распоряжение о реконструкции существующего города - Хаджибея, но никак не об основании Одессы.
Указ от 27 мая 1794 года И. Де-Рибасу по неизвестной причине не вошел в “Полное собрание законов Российской империи” (он был опубликован историком А. Скальковским без точного указания источника). Однако в этом издании помещен указ сходного содержания и от того же числа и к П. Зубову (по современным понятиям – экземпляр для вышестоящего начальства). Озаглавлен он: “Об открытии свободного входа купеческих кораблей в Гаджибеевскую гавань”.
Указы, касающиеся Хаджибея и предоставлявшиеся на подпись Екатерине ІІ, готовились личным другом И. Де-Рибаса статс-секретарем А. Грибовским. Он же предложил впоследствии переименовать Хаджибей в Одессу (происхождение этого название точно не выяснено, далее будет приведена одна из нескольких гипотез).
Итак, Екатерина ІІ в своем рескрипте указала тех, кто в действительности имеет отношение к реконструкции Хаджибея (если угодно, для упрямых оппонентов, то основанию Одессы). Это Суворов, Де-Рибас и Де-Волан. Справедливость требует присоединить к ним статс-секретаря А. Грибовского, который подготовил столь знаменательные документы и первый предложил новое название - Одесса.
Поэтому, если памятник действительно был бы "Засновникам Одеси", то, по логике вещей на нем следовало бы установить фигуры этих государственных деятелей. Однако на памятнике мы видим фигуры князя Г.А.Потемкина-Таврического и графа П.А.Зубова.
Между тем, Потемкин умер в 1791 г. На момент его смерти еще не был заключен Ясский мир и Хаджибей юридически принадлежал Османской империи. До издания рескрипта Екатерины ІІ оставалось еще три года.
Что касается П.Зубова, то о его заслугах перед государством, а также умственных и моральных качествах, историки имели и имеют весьма нелестное мнение. Будучи администратором земель Южной Украины, П.Зубов определил «столицей края» город Вознесенск (сегодня – районный центр Николаевской области). На строительство этой “столицы” П.Зубов недальновидно выделял огромные средства, которые, как впоследствии выяснилось, ушли неизвестно куда, даже не на Вознесенск. Тем самым всему краю, в том числе Одессе, был нанесен реальный ущерб. Это, в частности, затормозило развитие Одесского порта (историки акцентируют на этом внимание).
Лишь спустя несколько лет, когда Зубова уже не было в данной должности, дело решила взятка царю Павлу І в виде четырех тысяч апельсин – фруктов, которые царь очень любил. Тогда лишь Одессу заметили и дали "зеленую улицу" ее развитию (памятник апельсину, совсем недавно установленный в честь этого значимого для Одессы события вскоре был снесен, что по нашему мнению несправедливо).
Для того чтобы понять авторский замысел нахождения упомянутых фигур на памятнике якобы "Засновникам Одеси"? следует обратиться к аналогии. А именно: к памятнику Екатерине ІІ в Санкт-Петербурге, сооруженному в 1832 г.
На нем точно также, как и на "одесском", но числом побольше, установлены фигуры: А. В. Суворова, П. А. Румянцева, Г. Р. Державина, И. И. Бецкого, Е. Р. Дашковой, А. Г. Орлова, А. А. Безбородко, Г. А. Потёмкина, В. Я. Чичагова. Автор памятника, талантливый скульптор М.О.Микешин, таким способом отразил яркий исторический период, связанный с их деятельностью. И никому не приходит в голову присваивать этому памятнику название "Засновникам Санкт-Петербургу".
Является очевидным, что авторы "одесской" Екатерины: архитектор
Ю.Дмитренко, скульпторы М.Попов, Б. Эдуардс, Л. Менционе, установили фигуры в подражание памятнику в С.Петербурге (такое подражание, между прочим, не в пользу художественной ценности памятника, см. ч. 4 экспертизы). По замыслу авторов, на памятнике изображены те, кто завоевывал, а затем участвовал в колонизации данной обширнейшей территории (см. п. 4.1 экспертизы).
При этом остается непонятным, почему авторы, подражая памятнику в столице, где имеется фигура Суворова, притом вопреки рескрипту императрицы, "забыли" про этого великого полководца. И дело даже не в решающей (трудно даже подобрать слово для оценки) роли Суворова в завоевании края. А в том, что именно ему первому, по неопровержимым данным, пришла мысль о строительстве на месте Хаджибея укрепленного района, т.е. Одессы. Единственная версия, что приходит на ум в этом случае, это некомпетентность авторов памятника в вопросах истории и косность вышестоящих чиновников, которые утверждали проект.
Название же "Засновникам Одессы" исторической истине не соответствует.
3.3. Является ли памятник "Засновникам Одеси" объектом, благодаря которому Екатерининская площадь приобретет "исторический вид", необходимый для внесения в списки мирового культурного наследия ЮНЕСКО.
В екатерининские времена Одесса относилась к Тираспольскому уезду Вознесенской губернии, т.е. была городом второстепенного значения. Поэтому, следует поставить вопрос, при каких обстоятельствах Одесса стала главным городом края. Ответ на этот вопрос дать нетрудно: достаточно ознакомиться с надписью на известном всему миру памятнике Ришелье (Дюку) следующего содержания:
"Герцогу Эммануилу де Ришелье, управлявшему с 1803 по 1814 год Новороссийским краем и положившему начало благосостоянию Одессы. Благодарные незабвенным его трудам жители всех сословий сего города и губерний Екатеринославской, Херсонской и Таврической, воздвигли памятник сей в 1826 году при Новороссийском генерал-губернаторе графе Воронцове".
Итак, именно герцог де Ришелье был первым, кто начал создавать знаменитую Одессу. А полностью довел дело до конца граф Воронцов. Столицей края Одесса стала при нем (1825г.).
Главным источником бурного развития Одессы в первой половине ХІХ ст. был экспорт зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Они производилось, в основном, украинскими крестьянами Правобережья. Зерно для экспорта привозили в Одессу украинские чумаки. На строительстве города (в том числе и на добыче камня в катакомбах) в это время работали тысячи потомков украинских казаков. Считать “основательницей” Одессы Екатерину ІІ, сыгравшей столь одиозную роль в истории украинского народа, было бы кощунством перед памятью тысяч украинцев, которые своим трудом обеспечили Одессе статус “столицы Юга”.
Ясна и причина, почему Одесса поначалу с трудностями приобретала свой ведущий статус. Это нехватка стратегического сырья: воды (вспомним Пушкина: "воды потребны тяжкие труды").
Ведро воды стоило 10-15 копеек, а фунт мяса, которое тогда было доступно далеко не всем, стоил 20 копеек. Для развития города это был тормоз.
Рассказывают, что де Ришелье ставил своей целью сделать Одессу красивее Парижа в пику своим врагам – французским революционерам, из-за которых он бежал из Франции. Тем, кто противился его честолюбивым планам, указывая на трудности с водой, он с раздражением отвечал: "assezd'eau", что по-французски означает "воды достаточно". По-русски это звучит как "асседо". Поскольку на самом деле все было наоборот, то эту фразу не без ехидства толковали, тоже читая наоборот. Получалось "одесса". Это одна из гипотез о происхождении названия города, притом далеко не беспочвенная.
Де Ришелье, а впоследствии Воронцов, с успехом решали множество сложных проблем, в частности ту же проблему водоснабжения. Горожане их уважали и поэтому именно им поставили первые памятники, притом за свой счет. За счет горожан был поставлен памятник Пушкину, которого тоже очень любили (1888г.). Даже "Александрийский столп" – памятник Александру ІІ, царю-освободителю от крепостного ига сохранили (стоит в парке им. Шевченко). А вот Екатерине ІІ, которая, ввела то самое крепостничество, первые поколения одесситов памятник не поставили. А уже поставленный дали снести. А перед этим, по свидетельству очевидцев, не раз над ним глумились. Только это свидетельствует, что Екатерину ІІ никак не считали "мамой" Одессы, как это пытается сделать кое-кто сейчас.
Проблема с водой окончательно разрешилась в 1873 г., когда провели днестровский водопровод. В честь этого события на Екатерининской площади построили один из первых фонтанов. Счастливые одесситы, получившие, наконец, доступную воду, постарались, чтобы этот объект малой архитектурной формы был красивым. И это удалось.
Как было упомянуто, проект центральной части города составлялся Ф.П. Де-Воланом. Согласно этому проекту на Екатерининской площади планировалось построить церковь Святой Екатерины. Ее начали строить, возвели стены, однако из-за нехватки средств это строительство было прекращено в начале 30-х годов ХІХ века.
Поэтому существует мнение, что именно фонтан, если его восстановить в качестве памятника открытию жизненно важного для развития Одессы водопровода, является наиболее подходящим объектом для придания площади исторического вида и для внесения в списки ЮНЕСКО.
Тем более что верхняя (можно сказать, основная) часть фонтана, перенесенная в горсад, что на ул. Дерибасовской, сохранилась и исправно функционирует.
Что касается восстановления памятника с новым названием "Засновникам Одеси", то обнаруживается логическое противоречие: Если действительно сохранять историю, то следует сохранять и исторические названия. В противном случае апеллирование к ЮНЕСКО не имеет юридических оснований.
Наконец, памятник Екатерине ІІ простоял всего 20 лет, что составляет на сегодняшний день 9% периода существования самой площади, и притом только в ХХ веке. Это является неопровержимым доводом против того, чтобы считать этот памятник частью "исторического вида" площади.
4. Художественный аспект
4.1. Об авторском замысле (идеологии) памятника.
При приближении 100-летней годовщины взятия Хаджибея (1789-1889) в Одессе решили увековечить это событие. Опять-таки об условной дате основания Одессы (1794г.) речь поначалу не шла. Планировалось установить обелиск. Не вдаваясь в подробности (которые достаточно хорошо известны), подытожим: после переговоров с царским правительством взяли верх верноподданнические настроения, и было решено вместо обелиска поставить памятник Екатерине ІІ. С этого момента с чьей "легкой руки" стали говорить о 100-летии со дня основания Одессы.
На переговоры и проектирование памятника ушло более 6 лет. Устанавливался он за государственный счет. Согласно документам, этапами выделялись крупные суммы (в общем - более 60 тысяч рублей, по тем временам сумма немалая).
Название памятника "ИмператрицЂ ЕкатеринЂ ІІ" фигурирует на проекте, утвержденном Министром Внутренних Дел Российской империи (см. п. 5.2 экспертизы). Поэтому никакие иные названия, в том числе – "Засновникам Одеси", юридически не имеют права на существование.
Памятник состоял из постамента и фигуры Екатерины. Общая высота - примерно 11,5 метра. В ногах императрицы – поверженное турецкое знамя (просматривается полумесяц) с двумя бунчуками паши Ахмета (полководца побежденной армии). В правой руке Екатерина держит рескрипт, ниже, под статуей Екатерины, вокруг постамента установлены вышеуказанные фигуры И. де-Рибаса, Ф. де Волана, Г. Потемкина-Таврического и П.Зубова. Памятник украшен гербом и бронзовыми горельефами.
Итак, по авторскому замыслу памятник символизирует: военную победу (поверженное знамя, фигура победителя - князя Г. Потемкина-Таврического); колонизацию края (фигура администратора П. Зубова); реконструкцию укрепленного района и порта – Хаджибея (фигура командующего И. де Рибаса, строителя Ф. де Волана). А осуществлено это при царствовании Екатерины ІІ (главная фигура на памятнике). Тем самым идеология памятника намного шире, чем просто "основание Одессы".
Колонизация (и этот факт неоспоримый) осуществлялась далеко не гуманными, а самыми, что ни есть жестокими, коварными методами, что, несомненно, оставило негативный отпечаток в народной памяти. И это, безусловно, явилось одной из причин (если не главенствующей) сноса памятника после революции.
4.2. Можно ли отнести памятник к достижениям монументального искусства.
Официальным основанием для сноса памятника является Декрет СНК РСФСР от 14 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников российской социалистической революции".
Пункт 1 Декрета гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использования утилитарного характера". Пункт 2 предусматривал создание Особой Комиссии из Народных Комисаров Просвещения и Имуществ Республики и Заведующего Отделом изобразительных искусств при Народном Комиссариате Просвещения. Комиссии поручалось определять, какие памятники подлежат снятию.
Бесспорным является то, что в 1918 году в руководстве РСФСР (СССР образован в 1924г.) были авторитетные и компетентные специалисты своего дела, хотя и политизированные (собственно, политизация имеет место и среди нынешних представителей власти).
Руководил комиссией Нарком просвещения А.В.Луначарский. Общепризнано, что это был авторитетный, высокообразованный специалист, выпускник Цюрихского университета, признанный ученый-искусствовед, писатель и драматург. Из его биографии известно, что он активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия. Известен эпизод, когда, узнав из газет, что в Москве разрушаются ценные архитектурные памятники, он даже подал прошение о выходе из состава правительства. Однако при проверке газетные сообщения оказались ложными.
С Луначарским дружили и сотрудничали выдающиеся деятели искусства, писатели, художники с мировой известностью, такие как В.Кандинский, К.Малевич, М.Горький, А.Бенуа, братья Татлины и многие другие.
В отношении памятника Екатерине ІІ в Одессе Декрет был применен корректно. Его фрагменты (скульптуры) были переданы в музей, тем самым они были признаны объектами культурного наследия (и это несмотря на то, бронза тогда была остро необходима для изготовления снарядов и патронов). При сохранении фрагментов было учтено мнение М.Горького и А.Бенуа.
К сожалению, документ, где приводились обоснования для сноса памятника, по-видимому, не сохранился (но то, что этот документ существовал, сомнений не вызывает).
Поэтому, набравшись определенной смелости, попробуем высказать свое суждение в отношении художественной ценности данного памятника, хотя мы осознаем, что оно далеко не всеми будет адекватно воспринято. Аргумент в нашу пользу – это тот очевидный факт, что без споров искусство существовать не может.
Мы полагаем, что в данном случае следует обратиться к явлению, именуемому "китч" (или "кич").
Энциклопедическое его толкование следующее: Китч (нем. Kitsch), кич – термин, который используют для выделения художественных объектов, считающихся неполноценной копией существующего стиля. Этот термин используют также в более широком смысле в отношении к любому претенциозному или безвкусному искусству, а также к промышленно производимым предметам, считающимися пошлыми или банальными.
К кичу относят, к примеру, ярко раскрашенные, дешевые ширпотребовские картинки с простыми сюжетами. Пример из архитектуры – "сталинский стиль": громоздкие ненужные колонны фасадов зданий постройки 40-50 годов прошлого века, которые кое-кто еще склонен считать красивыми. Это также возводившиеся тогда же помпезные памятники вождям режима, натуралистичные фигуры колхозниц с серпом, шахтеров-стахановцев с отбойными молотками, девушек с веслом и т.п.
Отмечено, что кич в искусстве, как правило, массово проявлялся тогда, когда власть становилась недемократичной, диктаторской, или претерпевала эрозию. Так, кич присутствовал не только в искусстве СССР определенного периода, но и в Германии времен Гитлера и т.п.
http://gaidamaky.pp.net.ua/news/2007-11-03-99 ПРОДОЛЖЕНИЕ