Торжественности момента придавали ореол таинственности и осознание моряками важности выполняемой миссии (курс проложен к берегам Грузии) на единственной боеспособной на сегодня подводной лодке Черноморского флота. В ту ночь подводники олицетворяли собой не только честь и славу флота российского, но и мечты коллективного бессознательного о возрождении величия и мудрости государства русского.
Однако время, с неумолимостью кармы, расставило все по местам, доказывая вновь и вновь, что хорошие дела ночью не делаются.
Вскоре на лодке, которая до этого долгое время ремонтировалась в доке, возникла внештатная ситуация, с которой команда не смогла справиться, и подала сигнал бедствия. К этому времени субмарина находилась в 150 км от Сухуми (Абхазия). По имеющейся информации на субмарине возникли неполадки с силовой установкой, заставившие ее прервать поход. Лодка была отбуксирована в Новороссийск. Экипаж подлодки, слава богу, не пострадал, чего не скажешь о пристыженном лице ВМС России.
Этот инцидент с легкостью вскрыл корку молчания высшего руководства о нынешней ситуации с Черноморским флотом, под которой обнаруживаются пласты и залежи хронических проблем, с которыми, как показывает жизнь, Россия пока справиться не в состоянии.
Комментируя ситуацию с подводной лодкой «Алроса», советник министра обороны Украины, экс-командующий ВМС Украины вице-адмирал Владимир Безкоровайный заявил, что «история с подводной лодкой ЧФ РФ "Алроса" похожа на авантюру, авантюру, не имеющую отношения к политике».
Если авантюра не имеет отношения к политике, то она от этого не перестает быть авантюрой. Если российский флот, базируясь на территории Украины, может, выполняя маневры и боевые выходы, надеяться на русский «авось», то украинцам хотелось бы получить более ощутимые гарантии собственной безопасности.
Тем более, что правила игры давно расписаны в двусторонних соглашениях между Россией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота на территории Украины, и все упирается в простое выполнение взятых на себя обязательств.
В случае с «Алросой», налицо факт сокрытия от украинской стороны выхода боевого корабля с базы в направлении Грузии, что противоречит действующим международным соглашениям и украинскому законодательству, регламентирующим порядок и условия пребывания ЧФ РФ на территории Украины. Россияне упирают на то, что, мол, поход был учебный. Правда, забывают упомянуть, что торпеды, ракеты и мины на борту субмарины очень даже настоящие. И курс лодка держала к побережью условного противника.
По словам того же Владимира Безкоровайного этот тип подводных лодок предназначен «для ведения тайных, разведывательных операций, с возможностью обеспечения посадки-высадки диверсионных групп».
То есть, устрой Россия новую небольшую победоносную войну или какую-нибудь вооруженную провокацию, тень конфликта неминуемо пала бы на Украину, придерживающуюся статуса внеблокового государства.
В этом случае, обязательства России, особенно в части, касающейся пересечения границы Украины боевыми единицами флота, является не только категорией закона и международного права, но, если хотите, нравственной и моральной категорией по отношению к государству-партнеру и его гражданам, братьям-славянам.
Если Россия берет на себя ответственность, занимая односторонне радикальную позицию по проблемным вопросам украино-российских отношений, то в международной политике существует эффективная практика привлечения посредников (арбитров) для урегулирования споров. В конце концов, принципиальное нежелание российской стороны выполнять взятые на себя обязательства может закончиться высадкой в «городе русской славы» десанта международных наблюдателей ОБСЕ и НАТО, проводящих мониторинг обстановки в Севастополе.
Такая позиция была бы еще понятна при наличии сильного, боеспособного, технически оснащенного флота в Черном море. Но, похоже, российское руководство, само живет мифами, создаваемыми для его подданных.
На сегодняшний день, единственно для кого Черноморский флот представляет угрозу, так это для себя и жителей Крыма. Человеческий фактор вместе с технической истощенностью оборудования кораблей приводят к опасным взрывам на флагманском крейсере «Москва», потерей ракет на учениях, инциденту с подводной лодкой «Алроса». И если с обветшалостью техники можно как-то бороться, то с апатией, безразличием и инертностью личного состава, похоже, сделать ничего не получится, а посему становится невозможным оправдать нахождение в составе флота специально подготовленных офицеров ФСБ, отвечающих за его безопасность.
«Умом Россию не понять, в Россию можно только верить». Но с каждым днем эта вера, у кого она осталась, мельчает на глазах.
Еще страшнее становится от того, что проблемы Черноморского флота больше интересуют крымчан, с опаской взирающих даже на неподвижные остовы серых кораблей, пришвартованных у них под боком…
Россия, по существу, никогда не заботилась о своих людях.
Черноморский флот и в Советское время был «пушечным» мясом. А теперь и подавно. Только захотят ли такой судьбы крымчане?