Сергей Дибров: Война памятников на площади Екатерины
Минувшие выходные в Одессе были омрачены жестким противостоянием и даже столкновениями. Активисты политических партий, представители общественных организаций протестовали против переноса памятника морякам броненосца "Потемкин" и последующей установки на его месте монумента российской императрице Екатерине II. Им противостояли воинственно настроенные молодые люди, руководители которых, пользуясь численным преимуществом, бездействием милиции и поддержкой внутренних войск, пытались провоцировать драку.
19 июня круглосуточное дежурство около памятника "Потемкинцам-потомки" в самом центре Одессы организовали представители "Чорноморського гайдамацького з'єднання", одной из самых активных казацких организаций города. На следующий день к ним присоединились представители практически всех политических сил, от коммунистов до "Народной самообороны" и национал-патриотов. Столь непривычное единение различных по идеологии сил вызвало решение городского совета, инициированное группой депутатов от блока "Народная оппозиция" (костяк которого составляют "витренковцы") и Партии регионов. В соответствии с данным решением, памятник морякам будет перенесен к морскому порту и установлен на площади, носящей имя руководителя восстания Григория Вакуленчука. На освободившемся месте должен быть восстановлен памятник "Основателям Одессы" – статуя российской императрицы Екатерины II в окружении Платона Зубова, Григория Потемкина, Иосифа де Рибаса и Франца де Волана. Отметим, что основателями Одессы в ее нынешнем виде можно считать разве что де Рибаса и де Волана. Роль остальных в истории города сводится к установлению в районе Хаджибея власти русского царя, который ныне отмечается как дата основания города.
Памятник в самом начале Екатерининской улицы, был установлен в 1900 году и простоял 20 лет. Нельзя сказать, что он стал символом единства и согласия: в Екатерину стреляли большевики и гайдамаки, а в "Окаянных днях" Бунина можно прочитать рассказ о том, как ее закутали брезентом повстанцы атамана Григорьева. Наконец, в 1920 году монумент окончательно разобрали красноармейцы из дивизии Котовского. Вообще, небольшая треугольная площадь неподалеку от Приморского бульвара имеет свою давнюю историю. Когда-то здесь строили церковь, когда-то здесь был газон и фонтан, когда-то здесь стоял памятник императрице, который сменила огромная голова Маркса. Площадь носила разные названия: "Екатерининская", "Адольфа Гитлера", "Потемкинцев". Наконец, последние сорок лет здесь стоял памятник матросам, поднявшим бунт на имперском броненосце.
Нынешние одесские власти достаточно ответственно относятся к "монументальной пропаганде". Вот уже тринадцать лет в городе есть улица Андрея Сахарова и переулок Романа Шухевича, а последний памятник Ленину на площади Куликово Поле, ранее носившей имя Октябрьской Революции, недавно был демонтирован. Чем же вызвано столь странное решение о восстановлении памятника Екатерине, "прославившейся" уничтожением Сечи, закрепощением украинских крестьян и жестоким подавлением остатков украинской государственности?
С одной стороны, нужно признать: памятник Екатерине – это все же не памятник палачу украинского народа. Одесская городская мифология относит Екатерину к "матерям-основателям" сегодняшней Одессы. Ее рескрипт к де Волану о строительстве порта и коммерческой пристани стал началом быстрого роста расположенного вблизи крепости Хаджибей поселения и превращения его в Южную Пальмиру, третий по величине город Российской Империи. С другой стороны, восстание на броненосце "Потемкин" стало частью истории города, а благодаря гениальному фильму Сергея Эйзенштейна события 1905 года принесли Одессе всемирную известность.
В любом случае, скоропалительное решение о переносе и восстановлении памятников, очевидно лоббированное представителями "витренковцев" и "регионалов", не могло не вызвать протестов и возмущения части горожан. Несмотря на это, городские власти решили действовать привычным силовым путем.
Как рассказал очевидец событий Виктор Мазураш, демонтаж памятника начался в ночь с 24 на 25 июня. Ближе к полуночи на площади появилось большое подразделение внутренних войск, которое перекрыло все подходы и подъезды – по всей видимости, чтобы не допустить прибытия подкрепления к двум десяткам казаков и активистов, дежурящих на площади. Одновременно с этим бегом к памятнику устремилось около сотни молодых людей студенческого возраста, возглавляемых несколькими лицами постарше, откровенно бандитской внешности. "Старшие", не стесняясь присутствия милиции, начали провоцировать драку. Один из них набросился на казака, однако тренер по боевому гопаку Николай Матвиенко мгновенно скрутил нападающего и уложил его на мостовую. Попытка другого "великовозрастного" завязать потасовку была пресечена другими казаками. Что примечательно, молодые люди не принимали участие в столкновениях, более того, на их лицах можно было прочитать сочувствие по отношению к казакам. Провокация, несмотря на явное поощрение со стороны милиции и силовую поддержку внутренних войск, не удалась.
Когда на площади появился подъемный кран, активисты легли под его колеса. Тут неожиданно вмешался один из присутствующих в штатском, который ранее выступал как "случайный прохожий", но тут предъявил удостоверение полковника милиции. По его требованию представители из фирмы "Реставратор", проводящей работы, предъявили активистам документы. В числе прочих, к удивлению защитников памятника, оказалось разрешительное письмо председателя Государственной службы по вопросам национального культурного наследия Министерства культуры и туризма Украины Николая Кучерука.
Таким образом, у "реставраторов" обнаружилась солидная поддержка из Киева, а их действия по переносу памятников обрели как минимум видимость законности. После этого работы по сносу памятника начались полным ходом.
Сегодня я беседовал с руководителем Черноморского гайдамацкого объединения, полковником украинского казачества, историком Сергеем Гуцалюком. Он рассказал, что в соответствии с первоначальным планом города, составленным де Воланом, на площади должна была стоять Адмиралтейская церковь св. Екатерины. Именно великомученица Екатерина, а не российская императрица, дала название площади и улице. Строительство церкви велось до 1821 года, после чего было прекращено. Возможно, именно это обстоятельство стало причиной последующей "бурной биографии" площади. По мнению Сергея Гуцалюка, строительство на этом месте церкви или часовни является единственно приемлемым выходом из ситуации и положило бы конец "войне памятников", которую мы сейчас, к сожалению, наблюдаем.