Олесь Бадьо, автор скульптуры казака-характерника «Суто», в одном из интервью рассказал очень интересную историю. «В 1970-х мне посчастливилось увидеть удивительный документальный фильм, снятый японцами, которые собирали материалы о единоборствах по всему миру.
Его автор удивил всех, рассказав, что сюжет снимал еще в 1920-1930-х гг его отец где-то в Киевской области. На черно-белой пленке мы увидели, как в рощу заходит обычный украинский дед в полотняних штанах, с саблями, делает буквально пару движений и .... оказывается на лужайке. Он еще стоит, а деревья падают, розрубаные как внизу, так и сверху, словно их срезали лопасти вертолета! ' Искал я и странного деда, но безрезультатно.. Люди смутно припоминали, мол, был такой еще до войны ».
Характерники... Что это, легенда, сказка, миф? Но если верить не таким уж и редким упоминаниям в источниках о явлении характерничества, то совершенное владение саблями - это лишь верхушка айсберга тех неслыханых возможностей, которыми владели загадочные воины прошлого, которые проживали на нашей земле. Их существование не возможно достоверно подтвердить, но одновременно не получится и просто возразить или отмахнуться. Характерников - людей с чрезвычайными способностями и особым мировоззрением можно было бы назвать выдумкой, если бы не письменные свидетельства о них и наличие подобных таинственных групп у других народов. Правда, есть существенная проблема этого крайне интригующего явления. Сведения о характерниках поступают к нам из любых источников, кроме одного - от самых характерникив. Да это и неудивительно, ибо не секрет как во все времена большинство населения относились к людям с чрезвычайными способностями - то, чего я не понимаю − уродливо и его надо уничтожить. Не говоря уже о позиции официальной церкви.
Так что традиция характерничества овеяна мраком тайны. Лишь иногда случайные свидетели могли уловить единичные отблески ее проявления, впечатляющего и одновременно ужасного, будто таинственное сверкания крупной рыбины в самом глубоком месте реки.
Харе Украина!
В древних исторических источниках под характерниками понимали, прежде всего воинов, наделенных чрезвычайными возможностями.. Обычное на первый взгляд название не режет славянское ухо и подталкивает к прямой аналогии с сильным характером, на самом деле скрывает нечто гораздо интереснее даже такого определения как пророк, волшебник видьмак т.д.
Исследователь А. Клос доказывает, что объяснение термина «характерник» надо искать с помощью санскрита - давнеарийского языка. Ведь на территории современной Украины в древности жили индоарийские племена, часть которых во II тысячелетии до новой эры отправилась в Индию, а часть осталась, приняв участие в этногенезе балтийских и славянских народов, в частности и украинского. Огромное сходство между санскритом и балтийским, славянским языками свидетельствует о теснейших контактах этих народов в прошлом.
Первая часть термина «хара» ( «харе») в переводе с санскрита означает «божье вдохновение». Вдохновение − это энергия, которой умели пользоваться характерники.
Тарас Каляндрук, автор книги «Загадки казацких характерников», предлагает несколько иную версию происхождения слова характерник. Но также связаное с санскритом. В Ведах, древних арийских писаннях, говорится, что среди второй касты кшатриив-воинов существовали отряды, основу которых составляли махаратхи - могучие воины, способные в одиночку биться против тысяч. Поскольку префикс «ма» в санскрите означает «большой», то «харатхи» и есть те самые характерники - великие воины, которые обладают замечательным боевым искусством.
Скульптура "Суто" Автор Олесь Бадьо
Кстати, характерничество, в глобальном смысле, явление интернациональное. У разных народов оно отличается воздействиями местных природных и социальных условий, а также названиями и техниками. Характерников можно сравнить с монахами-архатами (наставники японских ниндзя), китайскими цигунами, давними берсеками (норманские воины-колдуны).
Можно даже провести определенную параллель с безупречными воинами Карлоса Кастанеды. Конечно, с определенной осторожностью. Он, в частности, описывал их так: «Искусство воина состоит в том, чтобы быть недосягаемым. Воин недосягаемый, потому что не выжимает из мира все до последней капли.». Он легко касается его, оставаясь в нем ровно столько, сколько необходимо, а затем быстро уходит, не оставляя никаких следов ». Такое описание вполне присуще характерникам. Особенно, это − «не оставлять никаких следов ...». |